Александр
Лигостаев
Начнем
с американских фильмов. Прежде всего, в них почти всегда присутствует идея
полного единства всей американской нации — простых фермеров, рабочих, элиты государства,
а также черных, белых, латиноамериканцев, индейцев. То есть те, что некогда
были врагами, осознают свою общность именно как граждане США — и это
преподносится в качестве высшей ценности. Более того, не принято показывать ни
одной социально-политической группы американцев, выступающей против такого
единства: зрителя убеждают, что среди американцев нет коллаборационистов.
Простой
американец предстает как самый обычный человек со своими слабостями, который в
случае угрозы для родины добровольно (именно добровольно!) встает на ее защиту.
Кажется, что тех, кто служит стране «из- под палки», просто нет. Предельно
четко определен идеал человека-патриота: зрителям обязательно показывают, каким
должен быть настоящий герой и настоящий американец. Прежде всего, он не может
быть сломлен судьбой. Этот человек активен и жизнерадостен всегда (чего,
кстати, не сказать об образах простых людей,
созданных в нашем кино). В патриотических фильмах
всегда присутствует главный герой, на которого следует ориентироваться «юноше,
обдумывающему житье».
Итак, какие качества по-настоящему важны для
истинно американского героя? Это воля, характер, умение руководить и принимать
решения (данное качество — одно из составляющих их идеала человека), но это —
только основа. Главное — разум и профессионализм, а не умение ложиться на амбразуру,
что скорее приравнивается к глупости. В американских патриотических фильмах
постоянно проводится идея о том, что победить врага и добиться чего-то может
только профессионал, главным образом — в военном деле, который рационально
просчитывает свои действия и слабости врага и только по этой причине побеждает.
Герой — не фанатик и не смертник Врагами могут быть хоть инопланетяне, но
разум и профессионализм могут все — это есть высшее качество и ценность в
человеке, а также основная идея американского патриотического кино. Сам же
герой может быть простым сержантом, но отличным военным (фильм «Говорящие с
ветром»; 2002 год), обыкновенным программистом, но способным написать такой
вирус, который уничтожит компьютерные системы инопланетян — как в фильме «День
независимости» (1996 год) и т. п.
Такой человек может ошибаться, страдать и
сомневаться, но благодаря разуму и самоконтролю в конечном итоге все равно
побеждает. В этом плане американский герой полностью «реален»: качества,
делающие его таковым, предельно ясны; а потому относительно понятным становится
и то, как самому следовать предложенному образцу — достаточно быть расчетливым
профессионалом.
А теперь еще более интересная проблема: что в итоге
получает герой, сражавшийся за свою страну, то есть за США? В американских
фильмах героя всегда находит награда за подвиги — например любовь дочери
адмирала и должность командира боевого корабля, как в фильме «Морской бой»
(2012 год). (Так и хочется сказать: половина царства и царская дочь в жены —
как в сказке.) Тем самым в сознание зрителя внедряются еще две идеи: патриотизм
выгоден, так как за него щедро платят, ri все
американские патриоты получат награду всегда — то есть герои никогда не будут
бедны и забыты всеми. Вот это — чрезвычайно важная мысль, работающая как на
создание положительного образа этой страны в мире, так и на проявление патриотизма
самими гражданами Соединенных Штатов.
Важен и вопрос, зачем вообще быть патриотом и
сражаться за свою родину. В американских фильмах на этот вопрос предлагаются
три варианта ответа. Во-первых, потому что США, по сравнению с иными странами,
— «самая богатая и красивая страна», быть гражданином которой и сражаться за
которую — выгодно и прекрасно. В фильмах эта идея «сказана» панорамами
красивейших видов Америки (фильм «Пирл-Харбор»; 2001 год) и картинами ее
богатств. Во-вторых, потому что «мы (американцы) самые лучшие»: лишь под эгидой
Америки весь мир объединяется для борьбы с неким злом, и американские герои в
этой борьбе — главные действующие лица. В-третьих, утверждается абсолютный
идеал — гражданское единство американцев и «свои своих не бросают». Таким
образом, формируется достаточно сильная мотивация патриотизма с помощью указания
на материальные и моральные стимулы. В американских патриотических фильмах
есть идеи преемственности поколений, воевавших за США (в частности, фильм
«Морской бой»).
Таково
содержание американского патриотического кино. Все заложенные в нем ценности и
идеи могут быть восприняты кем угодно, поскольку преподнесены чрезвычайно
просто, к тому же они «упакованы» в красивейшие динамичные картинки, что также
добавляет привлекательности идеям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий